Мой талантливый малыш

Изучая различные книги для родителей, рано или поздно вы наткнетесь на словосочетание «раннее развитие». Обязательно остановите взгляд, задумаетесь. Термин не совсем удачный, поскольку изначально содержит в себе негативную оценку — понимание «раннего» как «преждевременного». И, тем не менее, такое обозначение целого ряда авторских и групповых методик устоялось в течение десятков лет, может, как раз потому, что оно «цепляет» глаз.
В понимание большинства взрослых «ранние» занятия означают лишь то, что родители начинают заниматься с детьми по той или иной методике, когда другие вокруг (в том же возрасте детей и в тех же условиях) даже и не помышляли, что к обучению малыша можно подходить серьезно. Несомненно, ребенок и без вашей помощи научится ползать, ходить. Однако если вы организуете тренировки, то он пойдет в 10 месяцев, а без них — в 11. Согласитесь, что за этот месяц столько всего обойдет, увидит, познает! В этом и заключается суть «раннего» развития — достижение определенных результатов или закладка на будущее как можно раньше (но в пределах индивидуального графика развития ребенка!). Таким образом, «ранним» для кого-то будет освоение чтение в 3 года, а для кого-то в 7 лет. Жаль, что нет такой методической книги, в которой бы комплексно описывались необходимые занятия с ребенком от и до. Каждая семья проходит свой путь, выбирая то, что им подходит. Из авторских методик пробует часть, дорабатывает дальше.
Все методики развития настолько разные, что классифицировать их крайне сложно: одни называются по тому, что они развивают, другие по имени создателя. Попробуем «развести» их на «физические» и «творческие». С рождения до года проходит целая эпоха в жизни малыша. За это время он учится самостоятельно переворачиваться, сидеть, ползать, ходить, есть, улыбаться, выговаривать первые слова….Поэтому самым важным на этом этапе для него является физическое развитие. То, насколько окрепли его мышцы, позволяет ему скорее встать и увидеть самому, что же находится в этой большой для него квартире. А вот ближе к трем годам большое значение имеют «психологические» методики, развивающие мышление, память, кругозор.
1. Методики для физического развития.
Впервые о важности поддержания здоровья ребенка у нас в стране заговорили Борис и Елена Никитины. Они открыли широкой массе людей на примере своих детей то, что даже у самого маленького ребенка заложено много возможностей, которые, если не развивать, угасают. Так, они рассказали, что новорожденный имеет три важных врожденных рефлекса: рефлекс хватания (если вложить ему в руку палец или палочку, то крепко держится за нее), шаговый рефлекс (отталкивание ножками от твердой поверхности), рефлекс плавания (при купании в воде, малыш не лежит, а перебирает руками, ногами). Если эти рефлексы развить, то ребенок проходит обучение «по первому кругу» — не забывает о них, соответственно, начинает раньше ходить, прыгать и бегать. Нет — учиться «заново», что дается труднее. Для более взрослых детей предложили ввести в каждый дом самодельные спорткомплексы, элементы закалки (хождение босиком и обливание), массажа.
Б. и Л.Никитины. «Мы и наши дети»
Никитин Б.П. , Никитина Л.А. "Резервы здоровья наших детей"
Детские спортивные комплексы для дома (г. Тюмень)
Масару Ибука выпустил нашумевшую книгу под названием «После трех уже поздно», в которой говорит о том, что развитие максимум возможностей заложено в ребенке до трех лет — в период интенсивного роста мозга. В это время формируется основы его характера, поведения в обществе, закладывается иммунитет. Конечно, все это накладывается на существующие гены. Автор подчеркивает, что при хороших стартовых данных, крепких наследственных генах, нужно заниматься с ребенком по максимуму. Его книга вселяет оптимизм, веру в достижении любых вершин, относится с уважением к крохе.
Книга «После трех уже поздно» в продаже встречается редко, зато постоянно читаема в интеренете
Динамическая гимнастика. Китаев и Трунов
Динамическая гимнастика удовлетворяет потребности ребенка до года, связанные с движением: развивает врожденные рефлексы. Методика уходит корнями в прошлое: на Руси детей часто брали подмышки, слегка подбрасывали, вместе с ними делали самолетики, отпрысков постарше обхватывали за руки-ноги, крутили вокруг себя, сами при этом крутились вокруг своей оси наподобие карусели. Родители предоставляют ребенку возможность двигаться, когда тот сам не может реализовываться. После ребенок сам ползает, ходит, — прежние упражнения утрачивают свою силу и смысл, теперь нужно использовать силы ребенка, менять центр тяжести, подключать различные игры, зарядки, упражнения на спорткомплексе, куда переносить все наработанные элементы.
Книги Л.Китаева"Экология младенчества"
В возрасте от 0 до 2-3-х лет для ребенка главными остаются тактильные ощущение, контакт с матерью, сенситивные ощущения. Сейчас широко известен тот факт, что дети до трех лет, живущие в племенах, где, детей носят на себе матери (при отсутствии элементарных условий, не говоря о каких-то методиках) опережают по своему развитию европейских сверстников. И только к школе, благодаря игрушкам, быту и развивающим методикам, европейские дети уже позже обгоняют детей из племен. Через тактильные ощущения маленький ребенок ощущает мир, формирование образа физического предмета происходит через органы чувств — зрения, слуха, осязания. Кроме того, психологи считают, что дети вплоть до 5-ти лет познают мир через чувства и эмоции, от общего к частному.
Самое главное на этом этапе развития научиться переживать вместе с ребенком. Выделять положительные эмоции. Кто-то из великих сказал, что человека можно воспитать до 5-ти лет, а после уже только ПЕРЕвоспитать. Обучите своего ребенка состраданию, сопереживанию, взаимопониманию, проявлению ласки, заботы, любви. Это гораздо важнее, чем ставить цель «досрочного» обучению чтению, рекорда для книги рекордов Гиннеса по прыжкам в длину. Помните, что чрезмерные усилия родителей в этом вопросе — это лишь желание потешить СОБСТВЕННОЕ тщеславие. Приятно, когда все вокруг говорят «Какой умный ребенок: в свои 3 года уже знает второй закон Ньютона». Но не спешите сузить окружающий мир до размера буквы и цифры, покажите его во всем многообразии.
Е.О. Комаровский. «Здоровье ребенка и здравый смысл его родственников»
2.1 «Творческие» методики: обучение счету, письму, энциклопедическим знаниям
Одна группа методик целиком посвящена обучению чтению, счету, получению энциклопедических знаний, другая — творчеству: знакомству с рисованием, природой, музыкой…
Семья Никитиных. Они открыли в каждом ребенке индивидуальность. Показали, как можно заниматься, достигая результатов «в игре». За опытом в гостеприимный дом ездили родители со всей страны, а также из других стран — Японии, Америки. Всем посетителям Никитины не уставали говорить о том, что растят не гениев (рождается от природы), а просто талантливых детей, которых развивают их «по максимуму» того, что могло бы из них получится.
Их игры — «уникуб», «кубики для всех», «сложи квадрат» — рассчитаны на совместную игру детей и родителей. Они вариативные, многоуровневые. Это игры — головоломки для развития логического и образного мышления. Каждая игра — набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов из картона, пластика, деталей из конструктора-механика. Игры строятся в порядке возрастания сложности «от простого к сложному» (некоторые задания, порой не под силу среднему взрослому(!), легко преодолеваются смышленым ребенком). А потому игры не имеют возрастного ограничения — познавательны в течение всей жизни. Игры Никитиных напоминают блоки Фридриха Фребеля, немецкого педагога 19 века, основателя первых детских садов — KinderGarten, что знакомят ребенка со свойствами геометрических тел, учат его пространственному воображению, умению соединить часть в целое.
Приобрести пособия можно в любом развивающем магазине, например в магазине «Юный гений».
"Погружающая среда" Марии Монтессори
Мария Монтессори — итальянский педагог 19 века, первая в стране женщина — доктор медицины. Изначально работала с ослабленными детьми. Пыталась облегчить им жизнь, догнать сверстников, для чего создавала «посильные» игрушки. Ее подход к обучению состоит из трех частей: ребенок, окружающая среда, учитель, причем в центре всей системы — сам ребенок. Он самостоятельно (!) изучает окружающую его среду. Учитель никогда не навязывает то или иное занятие, а лишь наблюдает. Если ребенок выбрал переливание воды из одного сосуда в другой, то воспитатель помогает. Занятие с водой может продолжаться хоть весь день, до того момента, пока ребенок сам не переключится на другой предмет. Девиз педагогики Монтессори — «помоги мне это сделать самому» . Большое место в методике отводится формированию моторных и сенсорных навыков, соответствующие возрасту. В психическом развитии ребенка Мария Монтессори выделила такие особенности как "возрастная сензитивность (чувствительность)", «впитывающее мышление».
Сензитивные периоды. Обязательные, заложенные от природы, периоды особой чувствительности в развитии детей: развития речи (0-6 лет), восприятия порядка (0-3), сенсорного развития (0-5.5), восприятия маленьких предметов (1.5-2.5), развития движений и действий (1-4), социальных навыков (2.5-6). Игры строятся на развитии образного мышления: ребенок учится на глаз оценивать количество, объем предметов независимо от формы, которую они принимают.
Впитывающее мышление. Мышление ребенка — это губка, которая впитывает в себя образы внешнего мира, не подразделяя их на «хорошие», «плохие», «полезные», «бесполезные». А потому большая роль отводится предметной и социальной среде, окружению ребенка. Взрослый должен создать «правильную среду»: огромное количество предметов для сенсорных впечатлений (мелкие бусинки, крупные кубики, шершавая, гладкая поверхность игрушек, переливание и пересыпания сыпучих предметов, жидкости в самых разнообразных вариантах), которые являются естественной потребностью ребенка. Такая обстановка обеспечивается только в специализированном детском саду. Есть сады, которые полностью работают по этой методики, есть те, в которые встречаются группы по-Монтессори.
Исходное оборудование дорогое, но аналоги вполне воссоздаемы дома. Например, переливание из бутылочек в кастрюли в ванной, на кухне, перебор гороха, чечевицы, крупы на улице — «упражнения Золушки». К слову сказать, посещение садика — удовольствие не из дешевых. В группу принимаются с 3 лет. Месяц пребывания (неполный день до обеда в малой группе, легкая еда) стоит около 200-300 уе. Группы развития — 150-200 рублей в час. На занятиях не предусмотрены физические упражнения, нет места музыке. Отрицательные моменты — это также приобретение индивидуализма. В группе у каждого свой жесткий социальный статус, изменить который нельзя. Не приветствуются совместные игры: если Петя взялся перебирать пшено или пересыпать манку, то это его выбор, а Маше лучше заняться изучением шершавых букв. У садиков нет «продолжения», для обычных же школ таким выпускникам часто не хватает усидчивости, умения для совместной работы с учителем.
Ассоциация Монтессори (в России с 1997 года):
montessori-center
Семейный центр Монтессори (г. Тюмень)
Книги:
Мария Монтессори «Разум ребeнка»
Мария Монтессори «Дом ребенка. Метод научной педагогики»
Вальдовская педагогика — методика подражания природа. Отрицание раннего развития
Вальдоф занимал пост директора сигаретной фабрики в начале 20 века. Под руководством австрийского философа Рудольфа Стайнера создал школьную методику для детей своих рабочих. Обучение разделено на три этапа: до 7 лет дети учатся через подражание, с 7 до 14 по преобладанию чувств, эмоции, и лишь старше 14 на первый план выступает развитие логики. Вальдорфская методика избегает любого раннего интеллектуального развития вплоть до школы (обучение чтению дается лишь в 3-м классе). До школы детям «разрешается» только играть, развивать интуицию, воображение: в жизнь ребенка не надо досрочно вводить неестественные абстрактные символы — буквы, цифры. Игрушки разрешены только самые примитивные, исключительно из природных материалов, что способствует максимальному развитию внимания, воображения, ведь ребенок сам «додумывает» недостающие детали: так, у тряпичных, деревянных кукол отсутствует выражение лица (оно не успевает за развитием сюжета игры). Предпочтение в методике отдается занятиям искусством (особенно театру), ремеслам. Телевизор, компьютер строго запрещены. Система старается до времени оградить ребенка от стрессов «большого мира»: политики окружающего общества, хотя бы до подросткового возраста. Ученики как бы живут внутри себя, развивая таким образом свои способности. В течение одного дня дети проходят только один предмет, требующий серьезной умственной работы, изучение предметов в средней школе идет эпохами, много внимания уделяется психологии индивидуума. В то же время у ребенка должен наблюдаться особый склад мышления, характер, быть легко внушаемым, не являться лидером. В нашей стране существуют вальдофские сады и школы, о которых можно узнать в центре Вальдофской педагогики.
Биты информации или карточки Глена Домана.
Глен Доман — американский военный врач 40-х годов. Успешно развил идею Цицерона о том, что "Дети быстро схватывают бесчисленное множество предметов". Работал в Филадельфии, институте, позже названным «Институтом ускоренного развития ребенка» («Better Baby Institute» (BBI)). Изначально занимался лечением детей с травмами мозга. Он пришел к выводу, что стимуляция одного из органов чувств приводит к усилению активности мозга в целом. В его институте дети двух, трех, четырех лет начинали читать, осваивали математику, становились эрудитами при хорошем физическом развитии. Творческие возможности этих детей настолько широки, что сам Доман называл их детьми Возрождения. Доман убежден, что учеба эффективна только в период роста мозга — до 7 лет, и особенно в первые 3 года (так, окружность головы новорожденного — 35 см, двухлетки — 50 см, взрослого в 20 лет — 55 см), и что любое физическое развитие стимулирует умственное. Его система подачи знания для 3-4-хлетних малышей. У новорожденного огромный потенциал, который надо сохранить: кол-во нервных клеток у него гораздо больше, чем у взрослого человека. Между ними вырабатываются связи, а те, невостребованные клетки отмирают.
Обучение математике — происходит по карточкам с крупными красными точкам. При этом вслух называют их количество: показывается не цифрой (абстрактным значком), а точками, дабы ребенок смог почувствовать реальное количество. После первых двадцати цифры следуют примеры. Каждую карточку рекомендуется показывать вне зависимости от того, что на ней изображено, по 1 — 2 секунды. Таким образом, весь урок занимает 10-30 секунд, повторяется несколько раз в день. Исходя из практики, можно сказать, что лучше показывать карточку настолько быстро, насколько ребенок успевает охватить взглядом все составляющие образа.
Энциклопедические знания. Доман считал, что заучивание голых фактов, их систематизация — легкая задача. Дети выучат все, тем более что изучать начинают с чистого листа предметы, цифры, все остальное. Более того, чем они моложе, тем легче заучивать. Родителям необходимо сделать тематическую подборку карточек с сериями изображений растений, животных, великих людей и другие. Память ребенка, безусловно, развивается. Но минусов немало. Во-первых, сам процесс подготовки чрезвычайно трудоемкий. Почти за столетие не было издано «детских» энциклопедий готовых карточек по Доману. Родитель должен сам резать старые журналы, клеить, подбирать. Во-вторых, часто запоминается лишь одна ассоциация: например, фотография верблюда и подпись «верблюд». А ведь для более полного изучения нужен рассказ о том, какой это верблюд, его цвет, характер, манеры поведения, ареал распространения. Всю эту поистине энциклопедическую информацию (плюс выложенную доступным ребенку языком) на карточку не уместишь. Подготовить, адаптировать для малыша еще сложней. Конечно, родители «выходят» из положения — создают электронные галереи, компьютерные презентации карточек (когда не тратятся дополнительно бумага, цветные чернила и прочие расходные материалы). И все же, подкрепление «примерами из жизни», истории, рассказы и сказки, так мудро начитываемые нашими бабушками гораздо ценнее для ребенка: ведь тогда информация поступает не безликой, что гораздо интересней ребенку.
Обучение чтение по Доману — показ, озвучивание целого слова. Те же белые карточки с написанным на них крупно красными словами. Начинать следует как можно раньше, до года. Хотя, «опытный» родитель выскажет свое мнение, что в этом возрасте ребенок недостаточно знает предметов, тем более их названий, имя часто не ассоциируется с предметом. Подобное заучивание абстрактных названий противоречит образному восприятию по Монтессори. Предпочтительней показывать одновременно на одном листе и картинку и подпись. В обучение чтению по этой методики таятся еще две опасности. Первое: она обращена на изучение иностранных языков, в которых нет системы падежей. А в русском слово меняется: верблюд-у-а, верблюдица по числам, родам и падежам. Второе: при изменении цвет написанного слова или его размер на карточке, ребенок «не узнает» казалось бы, выученное навсегда слово. Третье: ребенок из активного участника процесса обучения превращается в его объект. Во время обучения он пассивен, работает только его зрительная система, поглощающая лишь ту информацию, которая расположена на карточках. Он нагружается фактами, становится «ходячей энциклопедией», но не учится думать, использовать, применять полученные знания. Страдает эмоциональное развитие. Маленькому ребенку ничего нельзя брать на веру: вещь надо пощупать, потрогать, исследовать со всех сторон, определить место в иерархии своих ценностей.
По мере взросления ребенка Доман увеличивает продолжительность занятий. В 1,5 — 2 года начинает изучать японский язык, знакомить его с современным искусством, обучать игре на скрипке, другом музыкальном инструменте.
Несомненным плюсами методики является то, что ребенок усваивает большой объем информации, абсолютно не назойливо со стороны взрослого. Более того, он привыкает постоянно тянуться к новому, к большим количествам «свежей информации», вырабатывается тяга к познанию, классификации. Помимо этого воспитываются и родители, которые понимают, что с ребенком нужно много заниматься, чтобы достичь реальных результатов. Факты говорят сами за себя: десяток нобелевских лауреатов в детстве учились по Доману!
Книги:
Глен Доман, Дженет Доман, Сюзан Эйзен «Как развить интеллект ребенка»
Глен Доман, Дженет Доман, Сюзан Эйзен «Как дать ребенку энциклопедические знания»
Глен Доман, Дженет Доман, Сюзан Эйзен «Как сделать ребенка физически совершенным»
Глен Доман, Дженет Доман, Сюзан Эйзен «Как научить ребенка читать»
Глен Доман «Гармоничное развитие ребенка»
Сесиль Лупан — понятные и практичные рекомендации мамы
Сесиль Лупан — бельгийская актриса, считала вслед за одним из мудрецов, что "Ребенок — это не сосуд, который надо заполнить, а огонь, который надо зажечь". Она не ставила экспериментов на детях, не работала в садах и медучреждениях, а просто с любовью воспитывала своих двух дочерей, подвергала осмысленной критики существующие методики развития детей, адаптировала их для себя. Ее рекомендации — просто мамы, увлекшейся идей раннего развития, вылились в книгу "Практическое руководство «Поверь в свое дитя». Книга не содержит рецептов «выращивания гениев». Ее цель — дать советы родителям, желающим открыть мир ребенка с момента его появления на свет.
Счет по Лупан лежит в основе всех вычислений, поэтому ему нужно обучать в первую очередь. Чтобы считать, нужно понимать суть самого процесса счета. Считайте все. Повторяйте цифры вслух, громко и четко, прежде чем что-либо сделать — потушить свет, включить телевизор, открыть дверь. Видя, как считаете вы, малыш захочет последовать вашему примеру. Как только он проявит такое желание, поощряйте его попытки. Объясните, что такое ноль: при переходе к символам ноль понадобится для записи цифры после 9. Чтобы дать почувствовать малышу, что число, ничего не обозначающее — совершенно особое число, задавайте ему шуточные вопросы: «Сколько коров у тебя в кармане? Сколько крокодилов у нас в ванной?». Переходите к другим видам счета.
Контактный счет: попросите пересчитать пальцы на руке, дотрагиваясь до них другой рукой, затем предметы перед ним.
Обратный счет: ребенок не научится вычитать, если не умеет «считать назад».
Счет до заранее заданного числа. Положите перед малышом горсть фасолин, попросите отсчитать 3 из них. Когда поймет это, попросите сделать несколько кучек, по 3, 5, 9 штук в каждой. Если справится и с этой задачей, расположите перед ним предметы в ряд, попросите отсчитать (дотрагиваясь до них, но не передвигая) меньшее число предметов, чем лежит перед ним. Регулярно просите малыша считать до определенной указанной вами цифры, не дотрагиваясь до предметов и не упоминая их.
Поочередный счет: вы говорите 1, он говорит 2, вы говорите 3, он говорит 4 и т.д. Вначале он захочет называть ваши числа; объясните ему, что это запрещено правилами игры. В следующий раз начинать должен он: он говорит 1, вы говорите 2 и т.д. Когда ребенок будет легко справляться с подобным заданием, привлеките к игре кого-нибудь еще (скажем, другого ребенка, ему это тоже понравится!) и поиграйте втроем, потом вчетвером и т. д. Теперь, когда он быстро разберется, что к чему, продолжайте играть только в том случае, если он проявляет интерес.
Четные и нечетные числа. Если разделить горох поровну — это четное число, останется «излишек» — нечетное. Когда малыш поймет разницу между четным и нечетным числом, поиграйте в поочередный счет, при этом один называет нечетные числа, а второй — четные. Крайне важно, чтобы счет вошел в привычку. Приведенные варианты нужны, чтобы, с одной стороны, избежать монотонности, а с другой — научить считать разными способами. В результате малыш начнет считать все, что его окружает. Поощряйте такое стремление: ежедневные упражнения в счете готовят его ум к вычислениям.
Речь по представлениям Лупан начинает развиваться не в момент, когда ребенок произносит первое слово, а с рождения. Задолго до этого идет длительный процесс, который можно ускорить или замедлить своим поведением. Здесь Лупан солидарна с выводами Франсуаза Дольто о том, что "с малышами нужно разговаривать с самого рождения, объяснять им, в какой среде они живут, не заботясь о том, что младенцы еще не понимают того языка, на котором с ними говорят. Общение совершается за пределами речи, но при помощи слов!"
Объясняйте ребенку все, что он делает, видит и слышит, что происходит или будет происходить непосредственно около него, кто есть кто и т.п. Знакомьте с частями тела — во время массажа и игры называйте части тела, до которых дотрагивайтесь, скажите: «Это нос Сашеньки! Это нос мамы!» Рассказывайте короткие истории. Придумайте историю о своей руке, которая ласкает малыша или убегает от него, в зависимости от настроения; о нем самом, о том, что сейчас он отправится в страну снов, и т. п. Показывайте все, что его окружает, ясно, четко называйте это.
Поверьте, рекомендации и «наработки» Сесиль Лупан не оставят вас равнодушными. Претворяя их в жизни, вы обязательно придумаете на ходу что-то свое.
Сесиль Лупан «Поверь в свое дитя»
Зайцев. Обучение складовому чтению. Сотни в математике малышей
Пытаясь говорить, младенец «выдает» целые слоги. Нет отдельных букв, затем мучительно соединяющиеся в слоги, слова. На основе этого вывода создана альтернативная к традиционному чтению система обучения. Так родилась методика современного педагога-новатора из Санкт-Петербурга Николая Зайцева (р.1939).
Его пособия — самым известным являются «кубики Зайцева» для освоения чтения — основаны на игровом системном обучении. Предпочтение отдается занятиям в группе. Изучение чтения построено на принципе "складов" - пары из согласной и гласной, согласной с твердым или мягким знаком. Каждый склад находится на отдельной грани кубика — например В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ. Находя соответствующие склады, ребенок составляет слова. Кубики различаются по цвету, размеру, звучанию их наполнения, что все вместе позволяет детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими согласными. Идею складов Зайцева развил современный петербургский педагог Воскобойвич, создавший складушки: создал картинки с рисунком и стихотворной подписью с выделенными складами.
Кубики учат читать с первых занятий, составлять знакомые слова. А также учиться читать и писать (кубиками) одновременно. Но учтите, что если вы показываете буквы, слоги или склады ребенку, он может их различать, но это не совсем осмысленное чтение, которого хотят добиться родители, а узнавание, игра ребенка и взрослого. Не стоит спешить с одновременным обучением чтения и письму. Именно об этом волнуются логопеды: дело в том, что принцип усвоения двух механизмов совершенно разный. Чтение — это работа глаз, а письмо — руки. К тому же, в чтение и в письме (в устной и письменной речи) совершенно разные законы. Об этом красноречиво говорят многочисленные орфоэпические (произношение) и орфографические (правильное написание слов) словари. Речь развивается через разговор. Учитывать нужно и то, что склад — это вовсе не слог. Следовательно, в жизнь ребенка вы вводите новое понятие, должны показать его различие. Не спешите обучать ребенка чтению с года. Поверьте, пройдет совсем немного времени, и к 2,5 — 3 годам он сам будет бегать за вами, спрашивать, какая буква, какое слово написано на вывеске, на номере машины и так далее. Чтение должно ложиться на подготовленную почву. Показывая буквы, кубики с полугода (что является сейчас модной тенденцией), обрекаете себя на бесконечное число повторений: ибо в этом возрасте ребенок быстрее забывает, чем выучивает ряд символов. Таким образом, на достижение того же результата («зачитал!») в год тратится больше усилий, чем в 3-4 года. Может, стоить поберечь силы? Чтение — процесс творческий. Ребенок «реально» читает, когда умеет уже осознанно разговаривать, шутить, комбинировать слова, уходит от простых предложений типа «баба, иди», осваивает грамматику, построение фраз, выделяет себя из окружения, от мамы, переходит в рассказе о себе от третьего лица к единственному (не «Оля хочет», а «я хочу»). Сама методика как раз и разработана для детей с 3-4 лет.
Обучение математике отличается системным подходом. Это комбинация таблиц, наглядно показывающая «значение» числа. Дроби и степени показаны в виде частей кружочков, а цифры — количеством точек. Этому посвящены пособия таблиц «Сточет», пособия родителям «нам в сотне тесно». Стоимость пособий — 500-600 рублей, при этом в комплект входят достаточно объемная книга для родителя, на освоение которой нужно время. Так что в каких-то случаях имеет смысл вызвать специалиста-"зайчиста" для домашних занятий. Будьте готовы и к тому, что сам материал является «полуфабрикатом»: картонные вырезки предстоит склеивать, «укреплять» изолентой, самостоятельно находить «наполнение» в виде железных крышечек из-под бутылок, деревянных палочек. Но достижение результата стоит затраченных усилий.
Книга Зайцев М.А. "Письмо. Чтение. Счет"
Складушки Воскобовича
2.2 «Творческие» методики: развитие творческих способностей — знакомство с рисованием, природой, музыкой….
Для развития творческих способностей необходимо, чтобы ребенок уже был хорошо координирован, крепко держал карандаши, кисточку в руках, мог усидчиво заниматься хотя бы полчаса. Потому, в основном, почти методики обучения музыке, рисованию предназначены для детей с 4 лет. Здесь крайне важно познакомиться с хорошим педагогом или посещать занятия досугового центра. До этого времени все, что требуется от родителей, — это «предподгтовка» или закладка эталонов: прослушивание хорошей классической музыки, ознакомление с классическими картинами. А также «создание» характера ребенка: ведь для занятий в группе (а именно они эффективны в этом возрасте) ребенок должен быть общительным (легко входить в коллектив), здоровым (не пропускать занятия). Ребенок должен уже быть любознательным, стремиться чего-то достичь — это результат творческой работы родителя. Повторимся, что методик, подходящих малышам крайне мало. Может вы будете первым, кто их придумает и активно внедрит в жизнь родителей.

Художники в памперсах. Методика Гмошинской.
Малышам дают «съедобные» краски как только он начинает пользовать. Для рисунков предоставляются листы, старые обои. Жестких ограничений в использовании того или иного цвета или задание рисования по образцу нет. Ребенок «творит», что ему хочется выразить в данный момент. Малыши рисуют ладошками, пальчиками, мягкими фломастерами. Цветовая гамма — привычные цвета: оранжевый , красный, желтый, синий. Рисовать можно вместе рельсы, лесенку, треугольники, круги, овалы, при этом называть, что появляется на бумаге, какой цвет используется. На «каракульный» цветовой фон можно наклеить фигурки животных, геометрические фигуры для аппликации. Так родитель становиться для малыша волшебником. Начинать лучше с акварели.. Технику не стоит оставлять на потом, сразу ставьте руку, следите, чтобы кисть шла за рукой, рисуйте с ребенком одной кисточкой. Можно использовать как рисование по сухой бумаге, так и по мокрой (второй способ дети просто обожают), на сырую краску можно потом насыпать соли — получаются красивые разводы. Если ребенок быстро теряет интерес к рисованию, используйте такую игру: на листе белой бумаги предварительно обычной парафиновой свечкой нарисуйте что-нибудь — мишку, бабочку, цветок — а потом вместе с малышом ищите, кто спрятался, закрашивая лист красками. Но помните, что не следует за один раз использовать все известные вам приемы. Смешивайте различные цвета. Учите вашего ребенка искать знакомые цвета в окружающем мире — на прогулке, на рисунках, в книгах. Вводите названия основных фигур — круг, треугольник, квадрат — рисуйте их, вырезайте — из бумаги, теста, формочками — из пластилина. Когда малыш научится их различать, выявляйте эти фигуры в сложных предметах, ищите созданное на их основе.
Продолжить «карьеру художника» можно в изостудиях, музеях. При художественных музеях всегда существуют группы рисования. Их посетители не только учатся изображать предметы, но также постоянно сверяют свой взгляд с изображениями маститых художников. Слушают лекции о картинах и рисуют с натуры.
Впитывание музыки.
Виноградова — прослушивание отрывков хорошей музыки разных жанров. Автор убежден, что даже самые маленькие способны понять сложные классические произведения. При прослушивании — минимум научных пояснений. Ваш рассказ должен быть похож на сказку-картинку. Еще лучше оставить ребенку возможность самому решать, что же такое означает музыка. Ребенок достаточно легко и можно сказать адекватно воспринимает мировые шедевры. Гармоничная музыка так близка его психологической природы. Благодаря музыкальным занятиям — прослушиванию музыки и начальным танцевальным движениям, самовыражению ребенка — у него формируется эмоциональная чуткость, развивается воображение.
Еще с первых дней жизни бабушки напевали колыбельные, покачивали в такт пению. Сегодня существует немало «адоптированных» кассет, выпущенных специально для малышей. Они-то и могут стать прекрасным началом к музыкальному Олимпу. Услышав знакомую мелодию, ребенок успокаивается, двигается, проявляет эмоции. У мамы появляется прекрасная возможность расслабиться самой, на время заняться своими делами.
Кирюшин предложил изучать музыку под мифы-сказки — книги, плакаты с цветными иллюстрациями. Они развивают музыкальный слух, мышление, память, подготавливают к освоению курса сольфеджио.
Другие методики обучения малышей с 3 лет в музыкальных школах и с личным преподавателем строятся не на пассивном восприятии музыки, а на активном участие в музыкальном процессе. Под музыку ставятся движения, играют ладошками, пальчиками, ставят сказки в группе. Обо всем этом можно узнать как у воспитательницы в детском саду, так и у педагогов традиционных музыкальных школ.
Метод погружения в среду иностранного языка. Жанна Китайгородская
Занятия по второму языку должно проходить в игровой форме. Эта круглая доска на четырех ножках называется не только как «стол», но и table. Ребенок с удовольствием включается в заколдованный кодами мир иностранного языка. Тем более, если занятия проводятся всегда одним и тем же «иностранцем», «не разумеющим» на родном для малыша языке. Группы включения существуют в различных детских садах. Системно обучать второму языку логопед советуют лишь после усвоения грамматики и лексики родного — после 3-4 лет.

Все методики, несмотря на различие, сходятся в одном, что задача родителей — дать ребенку хороший старт. Не просто научить читать, а сделать так, чтобы он полюбил книгу, с удовольствием занимался математикой, химией. Тогда в будущем он легко сделает свой выбор в пользу той или иной науки. Ранее развитие подразумевает вырабатывание навыков самостоятельности, любознательности, тяги к новым знаниям. Лишь при вложении в занятии максимум любви, терпения к ребенку, достигаются результаты. Талантливыми дети вырастают вовсе не из-за освоения раннего чтения в 2 года, скорости чтения, билингвизма и грамотности речи. Ребенку нужно создать ту обстановку, которая поможет им раскрыться. Вполне справедливо Томас Эдисон считал, что «гений — это на 99% тяжкий, до пота, труд и на 1% вдохновение».
Впрочем, чтобы не «загружаться» лишними терминами, и не путаться в методиках, вы можете не только самостоятельно изучить список рекомендуемый литературы (это не одна книга на каждого автора), но и посетить лекции для родителей в развивающих центрах, где вам более подробно изложат ту или иную точную зрения, ответят на ваши вопросы профессиональные педагоги.




Ваш малыш подрос. Он уже самостоятельно передвигается. Его мир вырос до невероятных размеров и планка его творческих интересов, ограниченная доселе надоевшими погремушками, отодвигается далеко за пределы кроватки или манежа. Ребенок, едва научившись ходить, не только впитывает в себя информацию извне, но и пытается проявлять себя, как искатель, исследователь и творец. Оставив ребенка ненадолго одного, мы обнаруживаем результаты этого творчества в виде разрисованных обоев, разорванных книжек. "Жертвами искусства" малыша могут стать неосторожно оставленные письма и документы, старые бабушкины фотографии (бабушке подкрашиваются губы и щеки), выдавленный на пол или ковер крем для обуви. Несомненно, что все эти действия - не намеренное "вредительство" нам, взрослым, а попытка дальнейшего исследования действительности, попытка узнать, "что это" и на что "это годится". Стремление к исследовательской деятельности, творчеству заложено в ребенке от рождения. И если его не подавлять, а правильно развивать, оно будет расти вместе с малышом.
Предметная деятельность малыша начинает развиваться очень рано:
в 3 - 4 месяца он дотягивается до игрушки и может схватить ее.
в 5 - 6 месяцев малыш хорошо удерживает предмет в руке и рассматривает его (развивается ориентировочная деятельность). Во втором полугодии действия с предметами усложняются: в этот период уже развивается результативная деятельность. Ребенок уже может стучать, греметь погремушкой, бросать ее.
В 8 - 9 месяцев ребенок может добиваться более сложных результатов, например, вложить несколько небольших ярких кубиков в большую коробку, снова рассыпать их и опять складывать.
К 10 - 12 месяцам Ваш ребенок пробует выстроить башенку из кубиков, может закрывать коробку крышкой, найдя карандаш, он будет водить им по листу бумаги или разрисовывать стены, "примеряет" папины тапки... В это время, или немного раньше, можно предложить малышу игры, специально направленные на развитие предметной деятельности.

• Игры с "Рамками Монтессори"

• Рисование методом "из руки в руку"

Игры с "Рамками Монтессори"
Одной из первых игр, которую можно дать малышу, являются "Рамки Монтессори". В каждой рамке отверстие - круг, квадрат, треугольник. Отверстие можно закрыть вкладышем такой же формы. Малыши делают это с удовольствием. Если получается не сразу, на помощь приходит взрослый. Меняя рамки и вкладыши, мы стимулируем интерес ребенка к игре. Он сам может обнаружить, что квадратный вкладыш не помещается в рамку-круг. Постепенно, играя, он научится видеть, что у треугольника три угла, а у квадрата - четыре, а круг вообще не имеет углов. Чуть позднее, в полтора года, можно показать ребенку, как обводить фигуры на бумаге. Сделайте это яркими фломастерами. У вас получится сначала ярко-зеленый круг, и тут же - оранжевый. Это очень удивит и обрадует малыша. Вдобавок он увидит, что форма не зависит от цвета. Также на большом листе бумаги можно показать: как ни располагай квадрат - прямо или наискосок, рисуй его вверху листа или внизу, обводи его синим карандашом или красным, - все равно это будет квадрат.
Можно предложить малышу цветные досочки с кругами и квадратами - их много и все они разные по величине. Ребенку стоит некоторых усилий догадаться, куда что положить. Иногда он "ошибается" намеренно - пытается поместить большой круг в маленькую рамку, или треугольник в квадрат.

Рисование методом "из руки в руку"
Уже с годовалого возраста малыша можно занять рисованием, начиная с таких простых и знакомых объектов как дождь, снег, травка. Гуляя с малышом, понаблюдайте вместе с ним, как капает дождик, падает снег, поговорите с малышом об этом. Вполне естественно, что малыш не сможет сразу же что-то изобразить самостоятельно, следовательно, это надо делать методом "из руки в руку". То есть - ребенок держит кисточку в своей руке, которая, в свою очередь находится в Вашей руке. Так Вы учите малыша правильно держать кисть, регулируете нажим, сдерживаете слишком резкие движения ребенка, не позволяете ему брызгаться краской.
Эти Ваши совместные занятия очень пригодятся малышу тогда, когда он постепенно начнет рисовать самостоятельно. Метод "из руки в руку" можно также использовать при занятиях с самыми маленькими детьми лепкой и аппликацией.
Направляйте малыша, но не переусердствуйте в этом, давайте иногда ему возможность импровизировать. Ведь цель этого метода - показ ребенку возможных способов обращения с материалами и инструментами, а не навязывание Ваших творческих "шаблонов". С возрастом Ваше дитя поймет, что снег должен быть нежно голубым, травка - зеленой, а не наоборот.











Книга: "После трех уже поздно"

Масару Ибука. Пер. с англ. - М.: РУССЛИТ, 1991. - 96 с.(c) Перевод на русский язык М. и Н.Перовых, 1991.


Если за добротой и благожелательностью, с которой написана эта книга, вы почувствуете и важность того, о чем она повествует, то, возможно, вместе с другими подобными книжками она совершит в ваших представлениях одну из самых великих и добрых революций в мире. И я искренне желаю, чтобы эта цель была достигнута.
Представьте себе революцию, которая принесет самые замечательные перемены, но обойдется без кровопролития и мучений, без ненависти и голода, без смерти и разрушений.
У этой самой доброй из революций есть только два врага. Первый - закоснелые традиции, второй - существующее положение вещей. Не обязательно, чтобы укоренившиеся традиции разбивались вдребезги, и древние предрассудки исчезали с лица Земли. Не надо разрушать то, что все еще может приносить хоть какую-то пользу. Но то, что сегодня кажется ужасным, пусть постепенно исчезнет за ненадобностью.
Теория Масару Ибука делает возможным уничтожение таких реалий, как невежество, неграмотность, неуверенность в себе, и, кто знает, может быть, принесет, в свою очередь, уменьшение бедности, ненависти и преступлений.
Книга Масару Ибука не дает этих обещаний, но проницательный читатель все время будет иметь перед глазами такую перспективу. По крайней мере такие мысли рождались во мне, пока я читал эту книгу.
Эта удивительно добрая книга не делает ошеломляющих заявлений. Автор просто предполагает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Он считает, что то, что они усваивают без каких-либо усилий в 2, 3 или 4 года, в дальнейшем дается им с трудом или вообще не дается. По его мнению, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям дается почти мгновенно. Он говорит, что взрослые иногда ленятся учиться тогда как дети готовы учиться всегда. И утверждает он это ненавязчиво и тактично. Его книга проста, прямолинейна и кристально ясна.
По мнению автора, одним из самых сложных занятий для человека является изучение иностранных языков, обучение чтению и игре на скрипке или фортепьяно. Такими навыками взрослые овладевают с трудом, а для детей - это почти неосознанное усилие. И моя жизнь - яркое подтверждение тому. Хотя я пытался выучить целую дюжину иностранных языков, поскольку работал учителем на всех континентах, обучая детей, как из самых привилегированных слоев общества, так и из самых низов, по-настоящему я знаю только родной язык. Я люблю музыку, но не умею играть ни на одном музыкальном инструменте, даже не могу как следует запомнить мелодию.
Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке - и все это на высоком профессиональном уровне, - нужно, чтобы их любили (что мы и делаем), уважали (что мы делаем редко) и предоставляли в их распоряжение все то, чему мы бы хотели их научить.
Нетрудно представить себе, насколько мир будет богаче, здоровее, безопаснее, если все дети будут знать языки, искусство, основы наук прежде, чем достигнут подросткового возраста, чтобы затем использовать последующие годы для изучения философии, этики, лингвистики, религии, а также искусства, науки и так далее на более продвннутом уровне.
Нетрудно представить себе, каким был бы мир, если бы огромное желание детей учиться не притуплялось игрушками и развлечениями, а поощрялась и развивалось. Нетрудно представить себе, насколько лучше был бы мир, если бы голод познания трехлетнего ребенка удовлетворялся не только Микки Маусом и цирком, но и произведениями Микеланджело, Мане, Рембрандта, Ренуара, Леонардо да Винчи. Ведь маленький ребенок обладает безграничным желанием узнать все, чего он не знает, и у него нет ни малейшего понятия о том, что плохо и что хорошо.
Какие же у нас основания доверять советам Масару Ибуки? Что говорит в его пользу?
1. Он не специалист в теории образования, следовательно, не знает, что можно, а что нельзя: необходимое условие для совершения значительного прорыва в устоявшейся области.
2. Он, безусловно, гений. Начав свою деятельность в 1947 году, когда его страна была опустошена, он с тремя молодыми компаньонами и 700 долларами в кармане основал фирму, которую назвал "Сони". Он был одним из тех первопроходцев, которые подняли Японию из руин и отчаяния на уровень мирового лидера.
3. Он не только говорит, он делает. В качестве исполняющего обязанности директора Ассоциации раннего развития и директора организации "Обучение талантов" в Мацумото он в настоящее время дает возможность тысячам японских детей учиться по той программе, которую описал в этой книге.
Масару Ибука предлагает изменить не содержание, а способ обучения ребенка.
Выполнимо ли все это или это розовые мечты? И то и другое. И я тому свидетель.
Я видел, как в Австралии плавают новорожденные дети супругов Тиммерман. Я слышал, как четырехлетние японские малыши говорили по-английски с доктором Хонда. Я видел, как совсем маленькие детишки выполняли сложные гимнастические упражнения под руководством Дженкинса в США. Я видел, как трехлетние дети играли на скрипке и на рояле с доктором Сузуки в Мацумото. Я видел трехлетнего ребенка, который читал на трех языках под руководством доктора Верса в Бразилии. Я видел, как двухлетние дети из Сиукса катались на взрослых лошадях в штате Дакота. Я получил тысячи писем от мам со всего мира с просьбой объяснить им те чудеса, которые происходят с их детьми, когда их учат читать по моей книге
Я думаю, что предлагаемая книга - одна из самых важных книг, когда-либо написанных. И я думаю, что ее должны прочитать все, живущие на Земле родители.

Глен Доуман, директор Института развития
потенциальных возможностей человека,
Филадельфия, США
Продолжить знакомство с книгой
На главную страницу

Если за добротой и благожелательностью, с которой написана эта книга, вы почувствуете и важность того, о чём она повествует, то, возможно, вместе с другими подобными книжками она совершит в ваших представлениях одну из самых великих и добрых революций в мире. И я искренне желаю, чтобы эта цель была достигнута.
Представьте себе революцию, которая принесёт самые замечательные перемены, но обойдётся без кровопролития и мучений, без ненависти и голода, без смерти и разрушений.
У этой самой доброй из революций есть только два врага. Первый – закоснелые традиции, второй – существующее положение вещей. Не обязательно, чтобы укоренившиеся традиции разбивались вдребезги, и древние предрассудки исчезали с лица Земли. Не надо разрушать то, что всё ещё может приносить хоть какую-то пользу. Но то, что сегодня кажется ужасным, пусть постепенно исчезнет за ненадобностью.
Теория Масару Ибука делает возможным уничтожение таких реалий, как невежество, неграмотность, неуверенность в себе, и, кто знает, может быть, принесёт, в свою очередь, уменьшение бедности, ненависти и преступлений.
Книга Масару Ибука не даёт этих обещаний, но проницательный читатель всё время будет иметь перед глазами такую перспективу. По крайней мере такие мысли рождались во мне, пока я читал эту книгу.
Эта удивительно добрая книга не делает ошеломляющих заявлений. Автор просто предполагает, что маленькие дети обладают способностью научиться чему угодно. Он считает, что то, что они усваивают без каких-либо усилий в 2, 3 или 4 года, в дальнейшем даётся им с трудом или вообще не даётся. По его мнению, то, что взрослые осваивают с трудом, дети выучивают играючи. То, что взрослые усваивают со скоростью улитки, детям даётся почти мгновенно. Он говорит, что взрослые иногда ленятся учиться тогда как дети готовы учиться всегда. И утверждает он это ненавязчиво и тактично. Его книга проста, прямолинейна и кристально ясна.
По мнению автора, одним из самых сложных занятий для человека является изучение иностранных языков, обучение чтению и игре на скрипке или фортепьяно. Такими навыками взрослые овладевают с трудом, а для детей – это почти неосознанное усилие. И моя жизнь – яркое подтверждение тому. Хотя я пытался выучить целую дюжину иностранных языков, поскольку работал учителем на всех континентах, обучая детей, как из самых привилегированных слоёв общества, так и из самых низов, по-настоящему я знаю только родной язык. Я люблю музыку, но не умею играть ни на одном музыкальном инструменте, даже не могу как следует запомнить мелодию.
Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке – и всё это на высоком профессиональном уровне, – нужно, чтобы их любили (что мы и делаем), уважали (что мы делаем редко) и предоставляли в их распоряжение всё то, чему мы бы хотели их научить.
Нетрудно представить себе, насколько мир будет богаче, здоровее, безопаснее, если все дети будут знать языки, искусство, основы наук прежде, чем достигнут подросткового возраста, чтобы затем использовать последующие годы для изучения философии, этики, лингвистики, религии, а также искусства, науки и так далее на более продвинутом уровне.
Нетрудно представить себе, каким был бы мир, если бы огромное желание детей учиться не притуплялось игрушками и развлечениями, а поощрялась и развивалось. Нетрудно представить себе, насколько лучше был бы мир, если бы голод познания трехлетнего ребёнка удовлетворялся не только Микки Маусом и цирком, но и произведениями Микеланджело, Мане, Рембрандта, Ренуара, Леонардо да Винчи. Ведь маленький ребёнок обладает безграничным желанием узнать всё, чего он не знает, и у него нет ни малейшего понятия о том, что плохо и что хорошо.
Какие же у нас основания доверять советам Масару Ибука? Что говорит в его пользу?
1. Он не специалист в теории образования, следовательно, не знает, что можно, а что нельзя: необходимое условие для совершения значительного прорыва в устоявшейся области.
2. Он, безусловно, гений. Начав свою деятельность в 1947 году, когда его страна была опустошена, он с тремя молодыми компаньонами и 700 долларами в кармане основал фирму, которую назвал «Сони». Он был одним из тех первопроходцев, которые подняли Японию из руин и отчаяния на уровень мирового лидера.
3. Он не только говорит, он делает. В качестве исполняющего обязанности директора Ассоциации раннего развития и директора организации «Обучение талантов» в Мацумото он в настоящее время даёт возможность тысячам японских детей учиться по той программе, которую описал в этой книге.
Масару Ибука предлагает изменить не содержание, а способ обучения ребёнка.
Выполнимо ли всё это или это розовые мечты? И то и другое. И я тому свидетель.
Я видел, как в Австралии плавают новорождённые дети супругов Тиммерман. Я слышал, как четырехлетние японские малыши говорили по-английски с доктором Хонда. Я видел, как совсем маленькие детишки выполняли сложные гимнастические упражнения под руководством Дженкинса в США. Я видел, как трехлетние дети играли на скрипке и на рояле с доктором Сузуки в Мацумото. Я видел трехлетнего ребёнка, который читал на трёх языках под руководством доктора Верса в Бразилии. Я видел, как двухлетние дети из Сиукса катались на взрослых лошадях в штате Дакота. Я получил тысячи писем от мам со всего мира с просьбой объяснить им те чудеса, которые происходят с их детьми, когда их учат читать по моей книге.
Я думаю, что предлагаемая книга – одна из самых важных книг, когда-либо написанных. И я думаю, что её должны прочитать все, живущие на Земле родители.
Глен Доман, директор Института развития потенциальных возможностей человека, Филадельфия, США.
Предисловие
С древних времён считается, что выдающийся талант – это прежде всего наследственность, каприз природы. Кода нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трёх лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу по-латыни в этом же возрасте, большинство реагирует просто: «Конечно, они же гении».
Однако подробный анализ ранних лет жизни и Моцарта и Милла говорит о том, что их строго воспитывали отцы, которые хотели сделать своих детей выдающимися. Я предполагаю, что ни Моцарт, ни Милл не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование.
И наоборот, если новорождённый воспитывается в среде, изначально чуждой его природе, у него нет шансов развиваться полностью в дальнейшем. Самый яркий пример – история «волчьих девочек», Амалы и Камалы, найденных в 1920-е годы в пещере к юго-западу от Калькутты (Индия) миссионером и его женой. Они приложили все усилия, чтобы вернуть детям, воспитанным волками, человеческий облик, но все усилия оказались напрасны. Принято считать само собой разумеющимся, что ребёнок, рождённый человеком, – человек, а детёныш волка – волк. Однако у этих девочек и в человеческих условиях продолжали проявляться волчьи повадки. Получается, что образование и окружающая среда, в которую попадает младенец сразу после рождения, скорее всего и определяет, кем он станет – человеком или волком!
Размышляя над этими примерами, я всё больше и больше думаю о том, какое огромное влияние на новорождённою оказывают образование и окружающая среда. Эта проблема приобрела величайшее значение не только для отдельных детей, но и для здоровья и счастья всего человечества. Поэтому в 1969 году я занялся созданием организации «Японская ассоциация раннего развития». Наши и зарубежные учёные собрались, чтобы в экспериментальных классах изучить, проанализировать и расширить применение метода доктора Шиничи Сузуки обучения малышей игре на скрипке, который привлекал тогда внимание всего мира.
По мере того как мы продвигались в своей работе, нам стало совершенно ясно, насколько порочен традиционный подход к детям. Мы привычно считаем, что знаем о детях всё, тогда как очень мало знаем об их реальных возможностях. Мы уделяем много внимания вопросу о том, чему учить детей старше трёх лет. Но согласно современным исследованиям к этому возрасту развитие клеток головною мозга уже завершено на 70-80% . Не значит ли это, что мы должны направить свои усилия на раннее развитие детского мозга до трехлетнего возраста?
Раннее развитие не предлагает насильственное вскармливание грудных детей фактами и цифрами. Главное – введение нового опыта «вовремя». Но только тот, кто ухаживает за ребёнком изо дня в день, обычно это мама, может распознать это «вовремя». Я написал эту книгу, чтобы помочь этим мамам.
Масару Ибука